С 2019 года в России вводится обязательная маркировка товаров. Новые требования к маркировке распространяются на сигареты и алкоголь, одежду и обувь, лекарственные препараты. К 2024 году запланирован полный переход рынка на ЕГАИС. Информация о движении товаров будет попадать в единую базу данных. Советуем заранее подготовиться и приобрести оборудование для работы по новым правилам.
Для чего нужно маркирование?
По статистике, около 25% российского рынка заполнено поддельной и нелегальной продукцией. Каждый 4-ый товар, находящийся в продаже, не соответствует стандартам качества. Маркировка сделает рынок прозрачным. Штрафы за продажу немаркированной продукции и технические ограничения избавят рынок от контрафакта.
Новые требования к маркировке товаров будут выгодны всем участникам рынка:
- Производители увеличат объемы продаж оригинальных изделий.
- Предприниматели автоматизируют управление бизнесом.
- Государство соберет больше налогов и таможенных пошлин.
- Потребители получат качественные продукты, смогут защитить свои права.
Путь товаров от изготовителя до потребителя можно будет легко отследить. На каждом чеке будет печататься уникальный QR-код. После считывания кода смартфоном, покупатель увидит маршрут логистики, информацию о производителе, дату производства и срок годности.
Что такое маркировка товара?
Для маркировки используется рисунок, который наносится на упаковку. Для разных видов товаров применяются разные обозначения. Например, табачные изделия маркируются кодом Data Matrix, а лекарства QR-кодом. Для маркирования шуб используются RFID-метки. Тип кода не влияет на правила товарооборота.
Система Честный Знак разработана в рамках ЕГАИС. Единая государственная информационная система (ЕГАИС) необходима для учета производства и обхема продаж. Она будет внедряться во все отрасли промышленности и сферы торговли. Честный знак – название бренда национальной системы маркировки. ЕГАИС – название информационной системы и базы данных.
Оператором системы маркирования назначен ЦРПТ (Центр Развития Перспективных Технологий). Назначение основано на распоряжении правительства РФ №791-р от 28 апреля 2018 г. Именно ЦРПТ генерирует коды, которые нужно наносить на упаковки.
Как работает маркировка
Для каждой единицы товара создается уникальный штрих-код. Он генерируется автоматически. Коды надежно зашифрованы, подделать их нельзя. Кодировку проданных или списанных товаров нельзя использовать дважды. Информация обо всех созданных кодах попадает в ЕГАИС.
Маркирование помогает установить все этапы товарооборота:
- Производитель наносит на продукцию уникальные коды.
- Штрих-коды считываются на каждом этапе перевозки.
- Считывание проводится при поступлении на оптовый склад.
- При выставлении товара на витрину штрих-коды считываются.
- Маркировка считывается при продаже на кассе.
- На чеке печатается QR-код, по которому можно проверить маршрут товара.
Если продукция не продана, штрих-коды считываются при списании или возврате поставщику. При возврате товара покупателем также считывается маркировка. Чтобы вернуть изделие в продажу, его нужно перемаркировать (старый код считается использованным).
Сроки перехода на новую систему
Тестирование системы идентификации началось в 2016 году. Новые принципы маркировки были проверены на торговле шубами и алкоголем. С 2017 года началось введение ЕГАИС для лекарств. В 2018 году начата маркировка табака, сигарет, обуви.
Табачная продукция
С 1 июля 2019 года введена маркировка табачной продукции. Выпуск немаркированных товаров уже запрещен. С марта 2020 года запрещается торговля остатками немаркированной продукции.
Обувь
Обязательная маркировка обуви введена 1 июля 2019 года. Проект прошел тестирование с июня 2018 года и был подготовлен к реализации.
Лекарства
Маркирование лекарств начато в 2018 году. Тестирование продлено до конца 2019 года. В начале января маркировка лекарств будет обязательной.
Одежда и прочие товары
С 1 декабря 2019 года вводится обязательная маркировка одежды, фотокамер, духов и туалетной воды, постельного белья, шин и покрышек. В 2020 году запланировано маркирование молочной продукции.
Подключение магазина к системе
Порядок действий по подключению розничной торговой точки к ЕГАИС:
- Получение электронной цифровой подписи (крипто-ключа). Количество ключей должно соответствовать количеству магазинов в сети. У каждой точки должен быть свой ключ.
- Создание учетной записи на сайте ЦРПТ. Для регистрации нужна электронная подпись.
- Покупка и регистрация онлайн кассы, фискального накопителя. Установка 2D сканеров.
- Для действующей точки: обновление онлайн кассы. Но не все модели ККМ поддерживают работу по новым стандартам.
- Установка или обновление программ. Для работы потребуется кассовая программа и учетная система.
Доведение информации до ЦРПТ будет проходить автоматически. Вы будете сканировать товары при приеме и продаже. Информация о товарообороте будет учитываться в ЕГАИС через интернет соединение. Установленный срок для передачи данных – 3 дня (для сельской местности 7 дней).
Как изменится работа магазина
Для работы по новым правилам применяется электронный документооборот. Если вы привыкли к бумажной документации, от нее лучше отказаться. Можно использовать бумажные документы во вспомогательном режиме. Но это будет скорее мешать развитию бизнеса. Сделки с поставщиками и продажи на кассе потребуют автоматизации.
Понадобится установить 2D сканеры кодов. Одномерные сканеры покупать не следует. Через 2-3 года они полностью выйдут из употребления. Для подключения сканера понадобится компьютер с ПО для кассового и складского учета.
Компания Mertech Equipment участвует в переходе на новую систему торговли. Мы выпускаем 2D сканеры для считывания QR-кодов, Data Matrix и более 20 других видов кодировки. Наши сканеры предназначены для интенсивной работы. Они обеспечивают высокую скорость считывания кодов и точность распознавания информации.
Что будет, если не соблюдать требования?
Ответственность за нарушения перечислена в части 4 статьи 1.5 КоАП. Актуальный размер штрафа за отсутствие маркировки по тексту КоАП:
- Для должностных лиц от 1 500 до 3 000 рублей.
- Для юридических лиц от 5 000 до 10 000 рублей.
Размеры штрафов пока условные. При первом нарушении можно получить предупреждение и сэкономить деньги. Но за оборот алкоголя без ЕГАИС предусмотрен штраф до 200 000 рублей. Для товаров, обязательное маркирование которых начато в 2019 году, суммы пока намного меньше, чем для алкогольной продукции.
В будущем планируется увеличение штрафов. Они могут составлять от 50 000 до 300 000 рублей. Планируется ввести административную ответственность за покупку и хранение немаркированных товаров. За несоблюдение требований могут быть введены не только продавцы, но и покупатели.
Оборудование для маркировки товаров
Для маркирования собственной продукции понадобится регистратор эмиссии. Он связывается с ЦРПТ и генерирует уникальные коды. Для печати штрих-кодов понадобится принтер этикеток. Но импортные товары маркировать нельзя. Следует связаться с поставщиком и отправить ему коды. Маркирование должен выполнять производитель. Это нужно для прохождения таможни.
Покупка оборудования для маркирования может быть затратной для малого бизнеса. В будущем планируется создать центры для маркировки продукции. Тогда начинающим предпринимателям не придется покупать оборудование. Ориентировочная цена одного кода будет составлять 50 руб. Даже когда такие центры появятся, мы советуем при первой возможности покупать свою технику. Это позволит вашему бизнесу не зависеть от внешних условий.
Заключение
Мы советуем бизнесменам подключаться к ЕГАИС, не дожидаясь крайнего срока. Вы сможете не спеша купить технику, установить ПО, переобучить персонал. В 2019 году подключение к системе бесплатное, действуют минимальные штрафы за нарушения.
На сайте Mertech Equipment вы найдете 2 D сканеры для считывания маркировки товаров. Наше оборудование подходит для работы с ЕГАИС. Мы поможем подключить новые сканеры, скачать и установить ПО для работы. Проведем автоматизацию вашего бизнеса и подключим его к единой информационной системе.